На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Культура ХХ века > Интерактивный жанр в FM-вещании (Опыт культурологического анализа)

В последние годы в эфире наших городов заметено расширилась деятельность коммерческого радио, вещающего на ультракоротких волнах (или в FM-диапазоне, как принято обозначать эти частоты по западному стандарту). FM-вещание вошло в повседневную жизнь горожан, потеснив такие привычные каналы СМИ как средневолновое вещание государственных радиостанций и, отчасти, заменив горожанам газеты. Успех и влиятельность нового сектора радиовещания привлекают к нему интерес культуролога как к феномену, который очевидно воплотил в себе какие-то важные особенности современного культурного процесса. Данная статья представляет собой попытку обсудить свойства FM-вещания на примере одного жанра – жанра интерактивных программ (“интерактивов”).

Интерактивы – жанр программ звучащих в прямом эфире, участниками которых может стать каждый слушатель, дозвонившийся в передачу. Мы наблюдали интерактивные программы различных FM-радиостанций с целью выявить систему принятых в рамках данного жанра правил, которые устойчиво регулируют взаимоотношения участников передач, вследствие чего жанр сохраняет стабильность, а передачи, выходящие импровизационно в прямом эфире, тем не менее надежно сохраняют в глазах слушателей признаки пространства предсказуемого и осмысленного взаимодействия.

Начать с того, что интерактивные программы имеют определенное время выхода в эфир (обычно они длятся час), круг постоянных слушателей и активных участников. Вступив в интерактивную форму общения, дозвонившийся слушатель обычно уже хорошо знает, что он может позволить себе:

- представиться;

- передать привет;

- поздравить с праздником кого-либо;

- высказать свое мнение о погоде, о песне, об исполнителе; ответить на заданные ведущим вопросы.

- выиграть призы (начиная от диска или кассеты любимого исполнителя или билета в кинотеатр до ящика пива и эмблемы любимого футбольного клуба);

- заказать песню;

Наблюдения показывают, что все эти действия оказываются строго регламентированными. Например, заказ песен осуществляется по следующим правилам. Заказываемая слушателем песня не может прозвучать, если она звучала в предыдущем часе. Эта песня должна быть хорошо знакома всем слушателям. Она также должна соответствовать формату радиостанции. Это значит, что на радио “Шансон” вы сможете заказать песню только “блатного” жанра. От “Русского радио” вы не можете ожидать песен иностранных исполнителей. А на “Армянском радио” не прозвучит ни одна из ныне популярных песен. Если случится, что пожелания слушателя выйдут за рамки этих правил, ему вежливо, но очень определенно откажут в его просьбе.

Нас интересовало, что больше всего привлекает участников интерактивных программ? Что есть в них такого, чего не может им дать обычная жизнь?”

По всей вероятности, главной особенностью интерактивов является их широкая публичность. В среде участников интерактивов очень желанной является возможность публично заявить о себе. Можно предположить, что на этом и построены все передачи такого жанра. Кроме того, дозвонится престижно (такое мнение бытует в среде слушателей). Но дозвонится – это значит еще и включиться в некое сообщество “интерактивщиков”, присоединение к особому культурному пространству. Как будто, находясь вне интерактива человек – неразличимый в будничной массе один из толпы, а включившись в мир интерактива, он приобретает значимость “личности” в данной культуре. Но какой личности?

Представляясь по радио, дозвонившийся сообщает о себе некоторые сведения. Согласно правилам он сообщает о себе то, что существенно для данного культурного пространства. Здесь не интересуются интеллектуальными достоинствами дозвонившегося, не захотят знать о его личной жизни, взглядах на мир, о понимании сегодняшних проблем, о его поступках. Содержательной информации о человеке здесь практически нет! Максимум, что радиослушатели могут узнать узнать, это: имя; имена друзей, родителей, любимых; номер школы, ВУЗ, где он учится, место работы; музыкальные пристрастия; у кого и какой сегодня праздник из близких дозвонившегося; мнение о погоде, настроение.

Вот пример: “Здравствуйте! Меня зовут Маша. Я учусь в 11-Б классе в 65 школе. У моего любимого парня Вити сегодня радостное событие. Мало того, что он сегодня сдал экзамены в Политехническом университете на одни пятерки, так у него сегодня еще и день рождения. Витенька очень любит группу “ВИА-ГРА”, поэтому поставьте для него песню в их исполнении…”

В итоге получается, что для того, чтобы быть личностью в FM-культуре ничего не надо. Нужен простой минимум! Смысл слова “личность” упрощается до предела.

Кроме того, что в при вступлении в “интеративное пространство” следует представиться самому и нужно заявить о друзьях. Это тоже некая традиция, неписаное правило данного жанра FM-вещания. Существует категория приветов, которая может показаться нелепой человеку, который слышит программы интерактивов в первый раз. Но для FM-культуры эти приветы понятны, они существуют в соответствии с её правилами. Такими приветами являются приветы, адресованные людям, сидящим рядом с дозвонившимся, или находящимся с ним в одной квартире. К ним также относятся приветы ведущему, с которым звонящий говорит в данный момент. Вот конкретный пример:

“… хочу передать привет школе № 86, 6-Е классу, Ире, Свете, Леше, Коле, Лиле, Саше. Моим маме и папе, сестре, она сидит возле меня, ну и Вам, конечно…”

Этот пример является типичным. Тот, кто звонит в интерактивы, не задумывается над тем, почему передает такие приветы. Если его спросить он скажет: “Так делают все, так принято”. Принято где? В культуре интерактивов. Можно услышать и другой ответ: “Передаю, потому, что они мне дороги. А! Жалко Васю забыл, он обиделся...”. Почему же обиделся некий Вася, хотя он мог даже не слушать эту волну в тот день? Все потому, что его оставили “за бортом”, за миром интерактивов. Ему обидно оттого, что все его друзья уже там – в новом культурном пространстве, а его там нет. Он оказался вне круга FM-вещания. Вася не был в нем назван. То, что не было произнесено в данном культурном пространстве, не существует для него. Этим можно объяснить большое количество называемых имен. Дозвонившийся не хочет быть одним в этом культурном мире, он приобщает своих друзей, родственников и любимых. Называет себя и перечисляет имена всех близких ему людей.

В интерактивном жанре радио далеко уходит от функции простого информирования своих слушателей о событиях в городе, в стране и мире. Комбинация средств массовой коммуникации позволяет создать особый (виртуальный) мир явлений (песни, их исполнители, их поклонники) и особый мир взаимоотношений (основанных на приветах, поздравлениях и пожеланиях удачи и хорошего настроения), который вступает как противоположность миру повседневности. Конечно, не для всех людей и даже не для всех радиослушателей (в целом аудитория слушателей FM-пространства очень разнообразна, она включает людей многих профессий и возрастных групп). По нашим наблюдениям среди участников интерактивов можно встретить людей от 10 до 60 лет, но почти 80% участников таких передач являются представителями возрастной группы 13-25 лет (школьники и студенты). Профессии слушающих также разнообразны. Кроме школьников и студентов, это люди, профессия которых, не связана с передвижением (секретари, работники почты, бухгалтеры, работники сферы обслуживания и т. д.), пенсионеры и водители (причем, водители маршрутных такси вовлекают в среду интерактивов и всех пассажиров). В то же время, люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, ответственной работой (например, врачи) и люди, серьезно занимающиеся бизнесом, являются слушателями FM-станций очень редко. В интерактивах они практически вообще не участвуют.

Итак, возможно, что стремление значительной части слушателей дозвониться в радиостудию во время интерактивных программ мотивировано их потребностью в личностном самоутверждении. Но это – особый путь самоутверждения. Оно достигается, во-первых, через возможность заявить о себе как можно более широкому кругу людей и, во-вторых, через вхождение вместе с друзьями и близкими в круг таких же избранных, имена которых, пусть очень кратковременно, становятся известны благодаря СМИ. Кое-кто из слушателей постоянно посвящают свой досуг тому, чтобы попытаться еще и еще раз попасть в передачу. Эта стремление обозначить свое присутствие в ином мире вызывает далекую аналогию со средневековым миропредставлением. Человек живет, учится, работает, и не чувствует себя достаточно значимым. Один день сменяет другой и никто его особо не выделяет из общей толпы людей. Их мир как будто профанный – обычный будничный мир. Интерактивы различного вида приобретают такое значение, которое возносит их в мир, по-особому сакральный, полный высоких значений. Повседневная жизнь как будто теряет свое содержание, свой смысл, свою красоту. Важнее становиться не она, а та иная жизнь в FM-культуре. Стремление попасть в этот “высший свет” очень велико. Там можно быть значимым, заявив о себе простейшим способом – через сообщение своего имени, имени любимого исполнителя, любимой песни, места учебы, настроения. Важно, что все сообщаемое может быть выдумано или просто отвечать моде момента.

В этой связи очень важным персонажем культурного мира FM-радиовещания является ведущий. Часто от него зависит отношение слушателей к данной радиостанции. Ведущий должен полностью соответствовать формату волны, на которой он работает. Среди слушателей есть немало тех, для кого ведущий становится, если не членом семьи и не другом, то хорошим знакомым точно. Музыка и ведущий – “лицо” волны. Ведущий является неким проводником из мира обычного в мир интерактива, из “профанного” мира повседневности в “сакральный” мир простейшей публичности.

В последнее время именно СМИ определяет многое в повседневной жизни. Средства массовой информации задают тон, диктуют представления о морали, о добре и зле, о должном. Они создают представление о мире и месте человека в этом мире. СМИ освещают обычную жизнь, обычных людей, но, попадая в их медиа-среду, обычная жизнь приобретает новые качества. Она выглядит более ценной и значимой. И если в данном культурном обществе считается, что попасть в FM-эфир престижно и правильно, и прозвучать там - значит стать личностью в этой среде, то люди будут туда стремиться.

Тема FM-вещания, его взаимодействие со слушателями, механизмы и правила, действующие в этом пространстве, их функции заслуживают пристального и серьезного изучения. В данной работе рассмотрено культурное пространство, организуемое FM-вещанием в качестве особого объекта культурологического исследования. В связи с этим были определены некоторые механизмы и правила, действующие в данной среде и аудитория участников интерактивов. Но это лишь начало исследования, которое следует провести в этой области. Хотим мы этого или не хотим, FM-вещание с каждым годом все больше внедряется в нашу жизнь, а средства массовой информации, имеют все большее влияние на людей и на их представление о мире.




Автор статьи: – Наталия Арутина , студентка Гуманитарного факультета Одесского национального политехнического университета. Статья опубликована в: “Аркадия”, культурологический и искусствоведческий журнал, № 2, октябрь, 2003, стр. 48-50.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на library@countries.ru!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других

Самолет москва ставрополь Фотогалерея самолетов и вертолетов poletum.ru